Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единая платформа электронных запросов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Армении применяется три основных налоговых режима, которые позволяют выбрать наиболее подходящее налогообложение исходя из оборотов денежных средств и видов деятельности, например импорта / экспорта услуг IT-компаний, консалтинговых услуг или купли продажи товаров.
Какие налоги в Армении в 2023 году?
Налоги в Армении разделяются на государственные налоги, среди которых: подоходный налог 20% – аналог НДФЛ, налог на прибыль (корпоративный налог) 18% – аналог ОСНО, налог с оборота 5% (1,5% — 10%) – аналог УСН, налог на добавленную стоимость – НДС 20%, а также акцизный налог, дорожный налог и патентный налог и местные налоги: налог на недвижимое имущество и транспортные средства.
Для граждан РФ, регистрация в Армении ИП / ООО в 2023 году, доступна без ВНЖ и наоборот может стать первым этапом, для легализации и получения ВНЖ в стране.
Изменения для юридических лиц-резидентов
В подпункты 2 и 4 п. 2 ст. 441 и в подпункт 5 п. 1 ст. 307 НК внесены изменения, начинающие действовать с 01. 01. 2023 г. Так, исключена норма по неиспользованию корректировки общего годового дохода по КПН непосредственно в части дивидендов, которые выплачиваются юрлицом, производящим снижение исчисленного КПН на 100% по той деятельности, по которой предусмотрено данное снижение. При этом из СГД исключены дивиденды по ценным бумагам, которые размещены на таких биржах, как МФЦА, KASE, если за конкретный налоговый период были осуществлены активные торги на бирже (текущие критерии определяются Правительством РК). Если же в налоговый период на бирже не осуществлялись активные торги указанными бумагами, то дивиденды по ним облагаются КПН в качестве дохода, облагаемого у непосредственного источника выплаты.
По проекту нового Налогового кодекса Армении поступило множество предложений
Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.
Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.
Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.
При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.
Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.
Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.
Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.
База данных “Законодательство Армении” содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.
Налоговое законодательство Республики Армения не кодифицировано и согласно закону Республики Армения от 12.05.1997 г. № ЗР-107 “О налогах” состоит из данного закона, а также законов, регулирующих применение отдельных видов налогов.
Налоговая система является двухуровневой. Все налоги подразделяются на две категории:
- государственные налоги
- местные налоги
Налог на прибыль(установлен законом Республики Армения от 27.101997 года №ЗР-155 “О налоге на прибыль”). Этот налог является прямым. Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – прибыль, полученная на территории государства и за его границей (для резидента), а также прибыль, поступающая из армянских источников (для нерезидента). Размер налога составляет 20 процентов от облагаемой прибыли.
Подоходный налог(регулируется законом Республики Армении от 30.12.2010 года № ЗР-246 “О подоходном налоге”). Является прямым. Плательщики – физические лица. Объект налогообложения – доходы, полученные как на территории страны, так и за ее границей (для резидента), а также доходы, поступающие к нерезидентам из армянских источников. Ставка налога прогрессивная, повышается по мере роста дохода, минимальная ставка – 24.4 процента. В некоторых отдельных случаях предусмотрена льготная ставка, равная десяти процентам.
Акцизный налог(установлен законом Республики Армения от 27.07.2000 года № ЗР-79 “Об акцизном налоге”). Является косвенным. Объект налогообложения – различные операции с подакцизными товарами. К подакцизным товарам относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты. Ставки различаются зависимости от вида продукции. Минимальная установлена для вина – десять процентов от стоимости, максимальная – пятьдесят пять процентов для ряда спиртных напитков. Для табачных изделий и нефтепродуктов акцизы устанавливается в виде твердой денежной суммы.
Как меняются налоги в Армении с 2021 года
Текущая редакция принята: 29/10/2020 документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-476 от 29/10/2020
Вступила в силу с: 08/11/2020
Редакция от 22/10/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-462 от 22/10/2020
Вступила в силу с: 23/10/2020
Редакция от 07/10/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-449 от 07/10/2020
Вступила в силу с: 08/10/2020
Редакция от 29/06/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-321 от 29/06/2020
Вступила в силу с: 01/07/2020
Редакция от 05/06/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-281 от 05/06/2020
Вступила в силу с: 01/07/2020
Редакция от 11/06/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-293 от 11/06/2020
Вступила в силу с: 27/06/2020
Редакция от 24/06/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-307 от 24/06/2020
Вступила в силу с: 25/06/2020
Редакция от 17/06/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-302 от 17/06/2020
Вступила в силу с: 18/06/2020
Редакция от 05/06/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-280 от 05/06/2020
Вступила в силу с: 15/06/2020
Редакция от 05/06/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-282 от 05/06/2020
Вступила в силу с: 05/06/2020
Редакция от 12/05/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений и изменения в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-258 от 12/05/2020
Вступила в силу с: 14/05/2020
Редакция от 27/04/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-220 от 27/04/2020
Вступила в силу с: 14/05/2020
Редакция от 08/04/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-185 от 08/04/2020
Вступила в силу с: 16/04/2020
Редакция от 26/03/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-153 от 26/03/2020
Вступила в силу с: 11/04/2020
Редакция от 19/03/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-113 от 19/03/2020
Вступила в силу с: 04/04/2020
Редакция от 23/03/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-138 от 23/03/2020
Вступила в силу с: 03/04/2020
Редакция от 12/02/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-82 от 12/02/2020
Вступила в силу с: 01/03/2020
Редакция от 07/02/2020, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Налоговый кодекс Республики Армения № ЗР-54 от 07/02/2020
Вступила в силу с: 22/02/2020
- Законы
- Постановления
- Приказы
- Конвенции
- Другие
Позиция сторонников разделяется на ряд элементов. Часть из них связана с бизнесом – говорится о повышении эффективности работы бизнеса и упрощении администрирования налогов. Также, прогрессивная шкала создает у сотрудника и компании мотивацию к укрыванию истинных размеров зарплаты и таким образом снижению налогового бремени. Сами сотрудники, получающие высокую заработную плату, сейчас платят высокие налоги, но после понижения их налоговой ставки, размер выплачиваемых ими налогов снизится, соответственно, вырастет нетто зарплата.
По мнению сторонников, реформа может повысить темпы экономического роста, но не приведет к росту неравенства. Особенно сильно, по их мнению, такой эффект наблюдается в странах, где институты слабо развиты. Они также намекают на то, что введение плоской налоговой шкалы обоснованно международным опытом, но всерьез об этом говорить трудно, поскольку в действительности таким опытом обладают далеко не все страны, а среди развитых стран – ни одна не применяет данную систему.
Ниже представлена карта распространения плоской налоговой шкалы в странах и регионах мира (часто такое применяется на отдельных островах, входящих в юрисдикцию тех или иных государств). Темно-зеленым цветом отмечено применение плоской налоговой шкалы, светло-зеленым – нулевой налог.
Подоходный налог с физических лиц
Подоходный налог уплачивают физические лица — резиденты Республики Армения и физические лица — нерезиденты.
Резидентом считается физическое лицо, которое находилось в Республике Армения в общей сложности 183 дня и более в любом начинающемся или завершающемся налоговом году (с 1 января по 31 декабря включительно) или центр жизненных интересов которого находится в Республике Армения. Центром жизненных интересов считается место, где сосредоточены семейные или экономические интересы лица.
Объектом налогообложения для резидента считается налогооблагаемый доход, получаемый на территории Республики Армения и за ее пределами, а для нерезидента — налогооблагаемый доход, получаемый от источников в Республике Армения.
Налогооблагаемый доход — это положительная разница между совокупным доходом налогоплательщика и допустимыми вычетами. Совокупный доход — это общая сумма всех доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом году, независимо от источников их получения.
Ответственность за нарушения налогового законодательства
Налогоплательщики и их должностные лица несут ответственность за правильное исчисление, своевременную уплату налогов и соблюдение других требований налогового законодательства Республики Армения.
В случае задержки уплаты налога сверх установленного срока налогоплательщик или налоговый агент за каждый просроченный день уплачивает пеню в размере 0,15% от своевременно не уплаченной суммы налога.
При задержке налогоплательщиками более чем на два месяца от установленного срока расчета (декларации), представляемого налоговой инспекции, за каждые 15 дней, следующих за этим сроком, с налогоплательщика взыскивается пеня в размере 5% неуплаченной общей суммы налога, но не более общей суммы этого налога.
За неведение бухгалтерского учета или его ведение с нарушением установленного порядка, неправильное составление бухгалтерских отчетов взимается пеня в размере 10% от сумм налогов, не уплаченных или недоплаченных в бюджет.
Если имеет место сокрытие объекта налогообложения или его занижение, с налогоплательщиков взыскивается сумма налога, предусмотренная для сокрытого или заниженного объекта налогообложения, а также штраф в размере 50% этой суммы, а в случае повторного сокрытия или занижения объекта налогообложения по тому же виду налога в течение одного года после регистрации нарушения — штраф в размере всей суммы налога.
По налогу на прибыль при показании излишней суммы убытка предусматривается применение штрафных санкций в размере 20% от этой суммы.
В случае нарушения своевременной регистрации предметов предпринимательской деятельности с налогоплательщиков взыскивается штраф в размере 25% всей стоимости предмета. При повторном нарушении налоговые санкции удваиваются.
При реализации товаров по ценам, превышающим установленные цены, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 25% от суммы разницы, а при неуплате в десятидневный срок — штраф удваивается.
Применяются и другие меры ответственности.
А.Л.Алавердян Заместитель Министра |
В Армении средний и крупный бизнес платит налоги по обычным ставкам, в то время как малый бизнес может воспользоваться специальными налоговыми режимами, которые сокращают налоговое бремя и бумажную волокиту.
-
Общий налоговый режим. Если компания не выберет специальный налоговый режим, она будет облагаться корпоративным подоходным налогом (КПН) 18% и налогом на добавленную стоимость (НДС) 20%. Ставка НДС составляет 0%, если товары или услуги экспортируются. Декларации по CIT подаются ежегодно, а декларации по НДС — ежемесячно.
-
Налог с оборота. Налог с оборота является формой налога с продаж, ставки которого обычно находятся в диапазоне от 1,5% до 5%, заменяя КПН и НДС. На этот налоговый режим могут претендовать только малые предприятия с годовым оборотом менее 115 миллионов драмов РА (приблизительно $240 000). Декларации по налогу с оборота подаются ежеквартально.
- Микробизнес. Микропредприятия, определяемые как предприятия с годовой выручкой менее 24 миллионов драмов РА (приблизительно $50 000), освобождаются от КПН и НДС. Однако существует список исключенных предприятий, которые не могут воспользоваться преимуществами этой налоговой системы, например, торговцы, базирующиеся в столице Ереване, и многие предприятия сферы услуг.
Компании могут выбрать режим налога с оборота или микробизнеса в течение 20 календарных дней после регистрации компании.
Работодатели обязаны удерживать подоходный налог с населения (НДФЛ) и выплаты по социальному обеспечению из доходов, выплачиваемых их работникам или индивидуальным подрядчикам (зарплата, льготы, премии, компенсация временной нетрудоспособности, компенсация отпуска по беременности и родам и т. д.). С 2022 года НДФЛ применяется по единой фиксированной ставке 211ТР2Т независимо от суммы возмещения. В 2023 году этот показатель будет снижен до 20%.
В дополнение к НДФЛ работодатели обязаны удерживать социальные выплаты по ставке 51ТР2Т (доход до 500 000 драмов или 1ТР3Т1030) или 101ТР2Т (доход свыше 500 000 драмов). Тем не менее, максимальный размер заработной платы, облагаемой социальными выплатами, в настоящее время ограничен 1 020 000 драмов РА в месяц (15-кратная минимальная месячная заработная плата в размере 68 000 драмов РА). Кроме того, в 2022 году ставка социального страхования снижена до 4,5% для заработной платы до 500 000 драмов.
Военные налоги (взносы в страховой фонд военнослужащих) удерживаются в следующем порядке:
- 1500 драм ($3) для заработной платы до 100000 драм ($208)
- 3000 драмов ($6) при заработной плате 100000-200000 драмов ($417)
- 5,500 драм ($11) при заработной плате 200,000-500,000 драм ($1,041)
- 8,500 драм ($18) при заработной плате от 500,000 до 1,000,000 драм ($2,083)
- 15000 драмов ($31) для заработной платы свыше 1,000,000 драмов ($2,083)
Обратите внимание, что социальные выплаты и военные налоги распространяются только на граждан и резидентов Армении (т.е. обладатели вида на жительство). Как правило, лица, родившиеся до 1974 года, освобождаются от социальных выплат.
Какая ставка по НДФЛ у работника из страны ЕАЭС?
- Законы
- Постановления
- Приказы
- Конвенции
- Другие
Рассматривая налоговые изменения, мы хотим сравнить действующие с 1 января 2020 года ставки налогов в Армении с другими популярными среди нерезидентов юрисдикциями. В частности, для крупного и среднего бизнеса. Отмечая уравнивание подоходного налога без привязки к размеру заработной платы (прогрессивная шкала отменена), теперь все компании Армении оплачивают 23% с каждого сотрудника. Рассмотрим изменения в сравнительной таблице:
Юрисдикция | Ставка |
Армения | 23%+2,5% (отчисления в пенсионный фонд) |
Грузия | 20% |
Гонконг | 8,25% |
Кипр | 0%-35% |
Эстония | 20% |
Швейцария | 11%-13% |
Казахстан | 20%+9,5% |
Ранее НДФЛ не предусматривал фиксированной ставки, 23% платили сотрудники с заработной платой менее 150 тыс. армянских драмов.
Примечание: социальные отчисления в ПФ Армении будут расти постепенно – с 2,5% до 5%, начиная с 2021 года.
28% оплачивали граждане с доходом от 150 тыс. до 2 млн. драмов, а при доходе свыше 2 млн. драмов ставка составляла 36%. На сегодня эти цифры уравнялись, независимо от суммы дохода НДФЛ составляет 23%. Со стороны правительства объяснение такому новшеству – дополнительный стимул для создания высокооплачиваемых рабочих мест.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Интересно, что в Армении есть отдельные пенсионные системы для судей, полиции, военных, прокуроров, выбранных народом должностных лиц и членов их семей. Эдакая белая кость… Сборы платят все одинаковые, а выплаты в итоге заметно отличаются. Если не забуду, постараюсь раскрыть этот момент в статье о пенсиях. Впрочем, у нас тоже такое практикуют.
Совокупная ставка социального страхования в Армении в 2020 году – всего 2,5% от начисленной заработной платы. Взносы платит сам армянин. Деньги идут на обязательный индивидуальный счет плательщика. Государство из бюджета вносит деньги на счет каждого работающего гражданина – 7,5% от зарплаты.
Со следующего года ставки будут плавно повышаться. В 2021 году – 3,5%; в 2022 году – 4,5%; с 2023 года – 5%.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в Армении
Если в ваших планах регистрация компании в Армении, следует учитывать другие важные обновления налогового законодательства РА с 1.01.2020 г. В частности:
- ставки государственной пошлины для финансово-кредитных организаций составляют 8 млн. драмов (против предыдущих 3 млн. драмов);
- каждый филиал банка обойдется в 500 тыс. драмов в первый год работы, 1 млн. драмов в каждый последующий;
- разработана и запущена система корректировки акцизного налога – 4% (электронные сигареты также подлежат уплате акциза наравне с обычными табачными изделиями);
- повысилась минимальная стоимость алкоголя (водки и этилового спирта) – 6 тыс. драмов за 1 литр (против предыдущих 3 тыс. драмов), исключением являются алкогольные напитки из ягод и фруктов;
- установлена ставка экологического налога – 150 драмов за 1 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя от 301 л.с.;
- увеличены пошлины за замену государственных автомобильных номеров, консульские сборы.
Регистрация компании в Армении как плательщика налога с оборота предусматривает следующие ставки:
Сфера деятельности | Налоговая ставка |
Производство | 3,5% |
Сервис | 5% |
Аренда | 10% |
Продажа | 1,5-5% |
Общепит | 4-6% |
Нотариальный сервис | 20% |
Ставка НДС в Армении остается прежней – 20%, что в разрезе европейских юрисдикций является золотой серединой. Во многих странах Европы это стандартный показатель налога на добавленную стоимость, только в некоторых странах наблюдаются незначительные отклонения в сторону увеличения или уменьшения (исключением будут несколько государств со ставкой 7-10%).
О выплате налога на добавленную стоимость в Армении
НДС при импорте Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.
сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц.
сетях: > > НДС при импорте товаров имеет ряд особенностей, отличающих его от иных видов этого налога. Как учесть НДС при импорте и какие документы подтверждают правомерность вычета «входного импортного» НДС, в том числе из стран, входящих в Евразийский экономический союз, вы узнаете из нашей рубрики . 23 авг 2021 При импорте из Узбекистана в Россию НДС в российский бюджет уплачивается импортером.
О том, как происходит уплата НДС при ввозе товаров из Узбекистана и какое документальное сопровождение у таких операций, расскажем в нашем материале. 21 авг 2021 НДС при импорте из Белоруссии должны заплатить в бюджет не только налогоплательщики на ОСНО, но и те, кто работает на спецрежимах. Как правильно посчитать налог и какую ставку использовать, какие документы оформить и подать в налоговую, куда и в какие сроки перечислить НДС при ввозе товаров из Белоруссии и как заявить его к вычету, вы узнаете из нашей статьи.
20 авг 2021 Импорт из Киргизии в Россию — НДС при нем подчиняется правилам, действительным для ввоза, осуществляемого из стран ЕАЭС. Рассмотрим, в чем состоят особенности этих правил.
20 авг 2021 Заявление по косвенным налогам в 2021 году можно оформить в электронном виде или на бумаге в строго регламентированной форме. Узнайте из нашего материала о нюансах его составления и вы сможете избежать ошибок при его оформлении.
19 авг 2021 Расчет НДС при импорте товаров —
Правительство Армении на заседании в четверг увлеклось обсуждением вопроса об освобождении импорта электромобилей от НДС и прогнозировало технологическое будущее страны. Вопрос об освобождении от налогов и пошлин импортированных в Армению электромобилей поднимался еще предыдущим правительством, когда премьер-министр Карен Карапетян поручил разработать предложения по этому вопросу.
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Налог с продаж | 20 % | 2019 |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
от 19 июня 2000 года N ЗР-61
ОБ УПРОЩЕННОМ НАЛОГЕ
Республики Армения 5 июня 2000 года
С татья 1. Предмет регулирования Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой упрощенного налога, определяет круг плательщиков, ставки налога, порядок его исчисления и уплаты.
С татья 2. Понятие упрощенного налога
С татья 3. Приостановление налоговых льгот
Для плательщиков упрощенного налога в части отношений, регулируемых настоящим Законом, приостанавливаются установленные налоговым законодательством налоговые льготы по НДС и налогу на прибыль (подоходному налогу), а также при определении налогооблагаемых прибыли или дохода не учитываются вычеты из валового дохода и сумма, установленная законом для признания плательщиком НДС.
С татья 4. Плательщики упрощенного налога
1. Плательщиками упрощенного налога в Республике Армения считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие налоговым органам по месту своего учета декларацию в установленные законом сроки и порядке, и удовлетворяющие условиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи.
2. Плательщиками упрощенного налога могут считаться лица, у которых общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) в течение предыдущего года не превысила 30 млн.драмов. Указанное в настоящем пункте ограничение не распространяется на торговую деятельность через магазины, киоски (павильоны) и в сфере общественного питания.
3. Не могут считаться плательщиками упрощенного налога:
а) лица, уплачивающие фиксированные платежи согласно Закону Республики Армения “О фиксированных платежах”, в этой части деятельности;
б) производители товаров, подлежащих обложению акцизным налогом;
в) лица, у которых остаток ввезенных в течение предыдущего года в Республику Армения и нереализованных товаров, облагаемых таможенной пошлиной по нулевой ставке, превышает один млн. драмов;
г) лица, имеющие на момент подачи заявления 100 тысяч драмов и более просроченных налоговых обязательств (в том числе сумма пеней и штрафов, установленных налоговым законодательством);
д) кредитные или страховые организации, инвестиционные фонды, специализированные участники рынка ценных бумаг, лица, осуществляющие деятельность по организации казино, игр с выигрышем или лотерей, лица, оказывающие аудиторские или консультационные услуги;
е) лица, которые в течение шести месяцев, предшествующих представлению декларации, перестали считаться таковыми.
С татья 5. Представление декларации для признания плательщиками
1. Плательщики упрощенного налога, удовлетворяющие требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона, для признания их таковыми представляют в налоговый орган по месту своего учета декларацию по форме, установленной Министерством государственных доходов Республики Армения.
2. Для признания плательщиками налога в данном году декларация представляется в налоговый орган с 1 по 25 января включительно.
3. Независимо от положения пункта 2 настоящей статьи, для признания плательщиками в каком-либо квартале в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) и деятельности в сфере общественного питания декларация представляется в налоговый орган с 1 по 25 число первого месяца квартала.
С татья 6. Прекращение действия налога
Плательщик упрощенного налога перестает считаться таковым, если он:
а) подал письменное заявление в налоговый орган по месту своего учета о переходе на систему налогообложения, учета и отчетности в общем порядке;
б) в период признания плательщиком упрощенного налога допустил более одного случая нарушений по статьям 1707, 1708, 1709, 17010 или 17011 Кодекса Республики Армения об административных правонарушениях, касающихся порядка применения контрольно-кассовых аппаратов и маркировки товаров, подлежащих обложению акцизным налогом;
в) превышает предельный размер просроченных налоговых обязательств, указанный в подпункте “г” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона;
г) осуществляет деятельность, предусмотренную подпунктами “б” и “д” пункта 3 статьи 4 настоящего Закона;
д) объем импорта товаров, облагаемых таможенной пошлиной по нулевой ставке, ввезенных им в Республику Армения в течение квартала превышает на 250 тысяч драмов.
2. В случаях, указанных в подпунктах “а”, “б” и “в” пункта 1 настоящей статьи, плательщик упрощенного налога перестает считаться таковым с 1 числа месяца, следующего за кварталом совершения факта, установленного в указанных подпунктах, а в случаях, указанных в подпунктах “г” и “д”, – с момента совершения указанного в них факта.
С татья 7. Объект налогообложения
1. Объектом, облагаемым упрощенным налогом, считается оборот по реализации поставленных товаров и оказанных услуг плательщиком налога в течение отчетного периода.
С татья 8. Ставки и исчисление налога
1. Налог в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) в отношении объекта налогообложения, определяемого за каждый отчетный период текущего года, исчисляется по ставке 4 процента к обороту по реализации.
2. Плательщики упрощенного налога в части деятельности, не указанной в пункте 1 настоящей статьи, исчисляют налог в отношении объекта налогообложения, определяемого за текущий год, по следующим ставкам к обороту по реализации:
а) к сумме до 30 млн. драмов – 7 процентов;
б) к сумме свыше 30 млн. драмов – 12 процентов.
3. Отчетным периодом для налога считается квартал.
4. Плательщики налога производят исчисление упрощенного налога самостоятельно, по результатам каждого квартала, по соответствующим ставкам, установленным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, с учетом положений, установленных статьей 9 настоящего Закона.
5. Расчетная величина НДС в общей сумме налога принимается за 60 процентов.
С татья 9. Уменьшение суммы упрощенного налога
1. Сумма упрощенного налога, исчисленная в отчетном периоде, уменьшается на сумму затрат (включая косвенные налоги), произведенных в данном периоде в целях обеспечения осуществления своей деятельности на приобретение, не являющихся основными средствами и услуг, товаров, а также на оплату труда;
а) в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) – в размере 2 процентов от этой суммы;
б) в части деятельности, не указанной в подпункте “а” настоящего пункта, – в размере 4 процента от этой суммы.
2. Если сумма упрощенного налога за данный отчетный период после вычетов в соответствии с настоящей статьей в части торговой деятельности через магазины, киоски (павильоны) составляет менее 2 процентов оборота по реализации, а в части остальных видов деятельности – менее 3,5 процентов, то упрощенный налог уплачивается соответственно по ставкам 2 процента и 3,5 процента, а невычтенная часть суммы налога вычитается из суммы налога, исчисленной для следующих отчетных периодов.
С татья 10. Метод учета валового дохода и расходов
При определении объекта налогообложения учет доходов и расходов осуществляется методом начисления (налогоплательщик осуществляет учет доходов и расходов соответственно с момента приобретения им права на получение дохода или признания за ним этих расходов, независимо от срока фактического получения дохода или осуществления платежей).
С татья 11. Порядок и сроки представления расчетов
Плательщики упрощенного налога до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет налога по форме, установленной Министерством государственных доходов Республики Армения.
С татья 12. Порядок и сроки уплаты упрощенного налога
1. Плательщики упрощенного налога уплачивают сумму налога в государственный бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
2. Плательщики налога не производят авансовые платежи по налогу на прибыль (подоходному налогу) в части этой деятельности.
Налоги в Армении 2019: земельные участки в армянской юрисдикции и налогообложение земли
Иностранцам, желающим получить гражданство и/или вести деятельность в армянской юрисдикции, следует знать, что нерезидентам крайне сложно приобрести земельный участок в Армении без специального разрешения. Если с жилой или коммерческой недвижимостью проблем нет, то фонд земли требует специальных разрешений. Например, под индивидуальное жилищное строительство или будущую сельскохозяйственную деятельность.
В обоих случаях собственник земельного участка становится налогоплательщиком и обязан вносить ежегодные взносы в казну государства. Если земля арендована, земельный налог в Армении должен оплачивать арендодатель.
Взнос представляет собой фиксированный ежегодный сбор за единицу площади земли, который не зависит от коммерческой или другой деятельности плательщиков.
Налогооблагаемой базой служит кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий или земель, не принадлежащих к фонду сельского хозяйства. В Армении применяются следующие ставки:
- жилье в поселках и на приусадебных участках – 15% от кадастровой стоимости;
- земли, используемые в промышленности, для транспорта или внутри населенных пунктов – 1%;
- участки под коммуникациями, армейскими базами, водохранилищами за пределами населенных пунктов – 0,5%;
- участки лесного фонда (неиспользуемые земли) – 1%;
прочие – 1%.
Отчетным периодом по земельному налогу в Армении, подлежащему уплате физическими лицами, является календарный год. Местные власти обязаны направлять уведомления о размере налоговых обязательств каждому налогоплательщику. Годовой размер земельного налога уплачивается физическими лицами двумя равными частями: 1-й взнос должен быть уплачен до 15 ноября отчетного периода, 2-й взнос – до 15 апреля следующего года (отчетный период – полугодие).
Соответствующие декларации должны быть представлены до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодовым периодом.
Земельный налог в Армении в 2019-м году предусматривает следующие льготы:
- если площадь вновь засаженных, молодых виноградников и фруктовых садов равна 0,1 га или больше, земельный налог за такие земли уплачиваться не будет до полного плодоношения саженцев;
- для тех земель, которые используются исключительно в научных и образовательных целях, а также в целях тестирования сортов сельскохозяйственных и лесных культур, земельный налог уплачивается в размере 50%.
Ключевые изменения и когда они вводятся?
С 1 января 2022 года:
- Для пострадавшего МСБ в январе в целях избежания возникновения у бизнесменов обязанности в уплате налогов установлены нормы, которые дают возможность регулировать определенные вопросы налогообложения при возмещении нанесенного в период действия ЧП ущерба. В связи с событиями января и выплатами бизнесу положенных возмещений за причиненный вред внесены правки, на основании которых сумма возмещения МСБ не облагается налогом, а НДС, который ранее относился в зачет, не будет подлежать по испорченной продукции корректировке при чрезвычайном происшествии.
Статья 215 НК дополнена пунктом 7-1, действовать начинает с 01. 01. 2022 г.
Введение обязанности для налогоплательщика по формированию налогового регистра в ситуации порчи, потери товаров в результате ЧС или в активный период чрезвычайного положения. Кроме этого, предусмотрена информация, которая должна быть отражена в налоговом регистре в обязательном порядке.
Пункт 1 ст. 241 НК дополнен новым подпунктом 28, который начинает действовать с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
В поправках предусмотрено исключение из общего годового дохода (коррекция СГД) суммы средств, полученных объектом малого и среднего бизнеса на возмещение имущественного вреда, нанесенного в период действия ЧП.
Пункт 3 ст. 243 НК дополнен частью третьей, действующим с 01. 01. 2022 г. по 01. 01. 2023 г.
Текущие положения по использованию вычета непосредственно по корпоративному подоходному налогу (КПН) по расходам, ранее не включенным на вычеты, не будет применяться субъектами бизнеса по имуществу, по которому были получены финансовые средства на возмещение имущественного вреда, нанесенного во время действия ЧП, по решению комиссии, сформированной местными исполнительными структурами, при включении налогоплательщика в реестр, создаваемый данной исполнительной структурой.
Статья 270 НК дополнена новым пунктом 8-1, который действует с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.
Снижение стоимостного баланса группы на стоимость, равнозначную сумме денег, — при порче фиксированных активов, потере, на основании которых прекращается признание актива в бухучете, в ситуации возмещения стоимости данных фиксированных активов методом получения средств, предусмотренных подпунктом 28 ч.1 п.1 ст. 251 НК.
Подпункт 17 п. 1 ст. 341 НК дополнен абзацем, действие которого начинается с 01. 01. 2022 г.
Выплаты за счет финансовых средств бюджета на основании законодательства Республики Казахстан в качестве возмещения имущественного вреда, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.
Изменен подпункт 2 п.2 ст. 404 НК, введение в действие — 01. 01. 2022 г.
Неиспользование корректировки налога на определенную добавленную стоимость (НДС), законодательно относимого в зачет (снижение зачета), в ситуации порчи, потери товаров при ЧС, а также во время чрезвычайного положения. Причем корректировка суммы НДС при утрате и порче продукции в результате ЧС не производится субъектами бизнеса малой и средней сфер при наличии подтверждения соответствующим уполномоченным органом в области гражданской защиты о факте развития ЧС по тем товарам, по которым есть подтверждающие документы и информация отражены в налоговом регистре, что предусмотрено п. 701 ст. 215 НК.
Корректировка суммы НДС при потере и порче товаров во время ЧП не выполняется субъектами малого и среднего бизнеса при наличии копии постановления структуры, ведущей уголовное преследование об обоснованном признании налогоплательщика потерпевшим по определенным уголовным делам, связанным непосредственно с чрезвычайным положением, по продукции (за исключением изделий, по которым получены финансовые средства на возмещение имущественного урона, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, только по решению комиссии, сформированной местной исполнительной структурой, при внесении налогоплательщика в реестр, создаваемый указанной исполнительной структурой), по которой также есть подтверждающий документ и информация отражена в налоговом регистре (согласно п. 7-1 ст. 215 НК.
- Для поддержки сельского хозяйства в список продукции, по которой НДС уплачивается способом расчета, возвращаются на 3 года пестициды, племенные животные любых видов, крупный рогатый скот и профильное оборудование для искусственного осеменения. Одна из норм начинает действовать с 01. 07. 2022 г.
С 1 июля 2022 года:
- Повышен срок исковой давности с трех до пяти лет по уплате и взысканию НДС методом зачета в ситуации выявлений нарушений.
- На основании вступивших в силу поправок, касающихся инвалидов, действующий НК привели в соответствие. Так, по всему тексту НК слово «инвалид» заменено на определение «лицо с инвалидностью», «ребенок-инвалид» заменено на «ребенок с инвалидностью».
С 1 января 2023 года:
- Дополнен список расходов, не подлежащих вычету по КПН. К ним отнесены затраты по покупке у нерезидента-взаимосвязанного государства управленческих, консультационных, юридических, бухгалтерских, адвокатских, маркетинговых, а также консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, бухгалтерских, франчайзинговых, услуг. Сюда же включены юридические услуги, роялти, права на использование интеллектуальной собственности.
- Текущие ставки НДПИ по непосредственно биржевым металлам поднимаются на 50%, а по иным твердым полезным ископаемым увеличиваются на 30%. Также предусмотрена льгота на вновь открытые месторождения, где добыча начнется после 31. 12. 2022 г. Льгота будет действовать до достижения уровня рентабельности в 15%, но не больше 5 лет.